Мы провели прямой эфир с Валентиной Габышевой  Валя – игропрактик, человек, который продвигает игру. По её словам, она живёт на два мира: создаёт игровые проекты, связанные с поиском личной уникальности, бизнес-уникальности, профессиональной уникальности – локальные, очные и масштабные онлайн-проекты. Кроме того, она работает как предприниматель с организаторами больших форумов, слётов, бизнес-площадок, участвует в жизни молодых предпринимателей Югры. Когда нужно сделать неформатное, нескучное, живое деловое событие, Валентина помогает разрабатывать концепции, чтобы внести игру в серьёзные мероприятия. Элемент игры она вносит в любой, даже серьёзный проект, и берётся только за то, что нужно сделать живым. Например, социальный конструктор Югры – форум с участием представителей министерства, где нужно было представиться не какой-то должностью, а конструктором чего-то. Сама Валя, по её словам, конструктор, который оживляет, анимирует, вытаскивает человека или организацию из будней, заставляет задуматься о каких-то не повседневных вещах. А ещё она сделала для нас блокнот.

Я не даю людям работать, выдёргиваю их из повседневности, заставляю задуматься о каких-то не повседневных вещах.

Когда-то Валентина занималась политтехнологиями, выборами, была чиновником и занималась достаточно скучной работой по сравнению с тем, что есть сейчас. После очередной выборной кампании она решила уйти из этой структуры и стала руководителем представительства фонда поддержки предпринимательства. При этом у неё даже не было экономического образования. Через год Валентина сказала: «Отпустите меня, я хочу быть бизнес-тренером», зарегистрировала ИП и стала работать на себя с бизнес-сообществом. Это было формирование регионального сообщества бизнес-тренеров, и перед участниками стояла задача быть универсалами: они должны были вести свой бизнес, зарабатывая вне образовательной программы, и, кроме этого, полностью вести курс начинающих предпринимателей – это и молодёжь, и люди старшего поколения.

Параллельно Валя вела ЖЖ, где были игры. Тогда это было для неё отдушиной, и она никому не говорила, что у неё есть ЖЖ. Долгое время можно было говорить о весёлой шизофрении, мультиперсональности: была Хло-Фло в ЖЖ и Валентина Габышева, серьёзный бизнес-тренер в региональном сообществе. Постепенно эти направления совместились. Нужно было сделать игровой бизнес-полигон в рамках слёта молодых предпринимателей. И Валентина предложила сделать игру на 3 дня: когда предприниматели заезжали, они обменивали 300 рублей на 300 возможностей выигрывать, делились на команды, и к каждой команде было приставлено два коуча. И в течение этих трёх дней они должны были зарабатывать возможности любыми путями. Игровая модель чётко обнажила все слабые места предпринимательских стратегий, стала практически их калькой.

Мы поговорили о том, как играючи зарабатывать деньги. Валя рассказала об идее Ирины Мальцевой «Бизнес как секс». По словам Валентины, всё, что связано с живой энергией, в том числе игра, очень близко к бизнесу. При механическом подходе к бизнесу его владелец через 3-5 лет перестаёт получать энергию, и это отражается и на бизнес-процессах. Мы обсудили вопрос, как оживиться, если переломный момент уже произошёл. Валентина говорит, что для этого нужен постоянный аудит: каждый день отслеживать, наполняет нас или опустошает то, что мы делаем. По её словам, это очень сильно связано с архетипами, и очень важно понимать свои ритмы: например, в архетипе Героя ритм рваный: подвиг – отдых, подвиг – отдых. Кто-то именно от этого получает энергию. И команду надо подобрать соответствующую. Если же день за днём дело не наполняет нас энергией, нужно вспомнить, какие алгоритмы действовали, когда энергия была. Если мы зашли в тупик к этому привела какая-то сценарная матрица. В основе сценарной матрицы лежит роль, которую мы играем. Нужно найти ту сценарную матрицу, которая нас удовлетворяла, и ту роль, которую мы тогда играли. Например: «Тогда я был вдохновителем, преодолевал, шёл против ветра, и это давало мне энергию, а сейчас я всеми признанный депутат, и места для бунта нет, а именно бунт давал мне силы».

Если говорить о том, как людям опять оживиться – должен быть постоянный аудит. Ежедневный: то, что сегодня меня наполняет или опустошает.

Валентина рассказала об одной из игр, помогающих изучить свою сценарную матрицу – «Проект «Биография»: человек представляет, что ему 90 лет, он успешен, международно признан, и по нему пишут биографию. Он должен рассказать своему биографу несколько эпизодов, которые непосредственно нужно включить в биографию великого человека, из определённых периодов жизни: 10-16 лет, 16-22 года, 22-28 лет и так далее. В каждом временном периоде нужно найти эпизод, где человек играл самую великолепную свою роль. Так мы видим доминирующие роли или эпизоды, которые человек хочет включить в свою биографию. Это может сказать очень многое о той истории, которую человек рассказывает своей жизнью. Также Валя рассказала, как можно менять архетипические роли и через них увидеть, что для человека важно, про что он, и про самый глубокий пласт познания себя через игру – работу с метафорами. По словам Валентины, игры – это стимульный материал: они просто показывают наши проекции, которые закрыты рациональными установками. Мы вспомнили наше первое интервью с метафорическими картами.

Игры – это стимульный материал: они просто показывают наши проекции, которые закрыты рациональными установками.

Также мы поговорили об «опухшем серьёзе» и том, как он мешает воспринимать игру как реальный инструмент решения задач. На это обсуждение нас подтолкнул вопрос из комментариев: «Решает ли ваш подход поставленные задачи или просто отвлекает внимание человека?» Валентина на это ответила, что с точки зрения бизнеса, например, очень важно знать свой архетип, свою историю, в которой есть ресурс, чтобы выбрать наилучшую для себя стратегию. Поэтому игра приносит реальную пользу бизнесу.

У Валентины есть как оффлайновые, очные игры, так и онлайн-проекты, на которых тоже ведётся серьёзная, глубокая работа в игровом формате. Например, это Брендодельня и проект «Пилюли». «Пилюли» – это проект, на котором 21 день утром участники получают письмо с маленькой практикой, выполняя которую, учатся слушать себя: понимать, про что их уникальность, их способности, их фрик-факторы, то есть, что хочет через них быть услышанным, про что их песня. Места в любом проекте Вали заканчиваются в крайнем случае через несколько дней после его запуска, и это важный показатель результата.

Мы побеседовали о призвании и предназначении. Валентина считает, что люди ищут призвание, потому что их не удовлетворяет жизнь, которой они живут. А с её точки зрения призвание – это следование внутренним историям, внутренним ритмам. И эмоциональные качели – это способ показать нам, что мы идём не туда. Соответственно, призвание – это следование изначальной концепции себя, которое можно понять по тому удовольствию, которое человек получает. Это история, которая хочет быть рассказана через него, причём она может быть очень жёсткой: нахождение призвания не отменяет проблем. Но появляется смысл того, что человек делает. На вопрос о том, когда человек осознаёт изначальную концепцию себя, Валентина ответила, что может не осознать и за всю жизнь. Однако внутренняя потребность будет реализовываться, хочет того человек или нет.

Эмоциональные качели, когда мы идём не туда – это способ показать нам, что наше внутреннее существо не согласно с тем, куда мы идём.

Мы обсудили, как успевать совмещать публичную жизнь с личной, семейной. Валя ответила, что в её случае такой проблемы нет, потому что она работает из дома и выезжает достаточно редко. Если же человек, вовлечённый в публичную деятельность, отрывает время от семьи, это уже вопрос расстановки приоритетов. На вопрос о том, как в ней уживаются ребёнок и взрослый, Валентина ответила, что мы – мультиперсональные личности: в каждом из нас уживается огромное количество ролей. Важно не срастаться с маской, с ролью. Как только человек начинает описывать себя только через социальные роли и не понимать, кто он без них – возникает вопрос: как подружить взрослого и ребёнка? Проблема возникает, только когда человек на самом деле ассоциирует себя только со взрослым и думает, как подружиться с ребёнком. Сама Валя описывает себя как играющее существо.

В напутствие слушателям эфира Валентина посоветовала почаще практиковать весёлую шизофрению, снимать маски, играть, где только можно, и проживать иные жизни.