Никита Карпов) – психолог, работающий с детьми и родителями. Никита написал для нас серию писем «Построй будущее». Эти письма помогают подросткам нащупать свой путь, расставить ориентиры. Мы с Никитой поговорили о подростках и самоопределении.

Чтобы качественно работать с детьми, очень важно работать и с родителями.

Подростковый возраст – очень парадоксальный. С одной стороны, появляется огромное количество внутренних психологических задач, которых раньше не было. С другой стороны, вырастает количество требований от внешней среды. И они не стыкуются.

Даже мы, взрослые люди, не всегда можем быть уверены, что определились – что и говорить о подростках! Как же понять, что человек определился? Никита говорит, что важно хорошо себя чувствовать в том, что мы делаем, гордиться результатами. Приоритеты могут меняться со временем, поэтому самоопределение – это путь, а не какая-то конечная точка.

Я поражаюсь мудрости моих родителей, которые поддерживают меня во всех многочисленных начинаниях с постоянными пробами и ошибками. И это важный вопрос: как родителям набраться мудрости и сил, чтобы поддержать подростка? По словам Никиты, главное – принять и признать, что ребёнок – другой человек, и у него свой путь. Невозможно сделать человека счастливым. Можно только дать ему что-то от себя, а своё счастье он будет искать сам.

Самоопределение, как счастье – это путь, а не какая-то конечная точка.

Что, если мы сами не верим в успех ребёнка на выбранном пути? Никита советует всё равно дать возможность попробовать. От всех ошибок не уберечь, зато можно отбить желание самому принимать решения. Поэтому имеет смысл поддерживать стремления ребёнка: в худшем случае он получит опыт справляться с неудачей.

Если ты не достиг никакого результата, это бегство.

«У детей уровень здоровой самокритики намного ниже, чем у взрослых. И это хорошо, потому что позволяет им больше пробовать, дальше прыгать, соваться в то, чего они не делали. Шишки придут. Сомнения придут. Не надо этому способствовать», говорит Никита.

Нас спросили, что лучше: сначала чему-то научиться, а потом развиваться, отталкиваясь от полученной платформы, или пробовать и бросать? Никита утверждает, что старые подходы к обучению устарели: сейчас можно за год получить знания, достаточные для высшего образования. Не стоит тратить время, чтобы стать тем, кем не очень хочется быть. Но есть базовые навыки и знания, полезные каждому, например, коммуникативные навыки, английский язык, математика.

Мы часто попадаем в ментальную ловушку, продолжая заниматься тем, что нам уже не интересно. Нужно ли требовать от ребёнка, чтобы он доводил начатое дело до конца? Никита говорит о минимальном результате, после которого можно принять решение, продолжать или нет. Важно, чтобы ребёнок пережил ситуацию успеха и бросал не потому, что не верит в свои силы, а потому, что не хочет.

Цель «сделать ребёнка счастливым» недостижима. Можно дать ребёнку что-то от себя, а дальше он уже сам будет искать своё счастье.

На вопрос, с какого возраста пора начинать определяться, Никита ответил, что мы так или иначе определяемся в течение всей жизни. Можно уже в детстве пробовать разные профессии, играть в них, но относиться к этому как к поиску, а не как к окончательному выбору. Сейчас уже далеко не все, как раньше, выбирают профессию один раз и на всю жизнь. Конечно, профессии, требующие высокой квалификации, такие, как врач или балерина, остаются длительными в жизненном пути.

Ребёнок – другой человек. Он может быть похож или не похож на вас, но он – однозначно другой. И у него будет свой рецепт, свой путь, что бы вы ни делали.

Нас спрашивали, что делать, если увлечение ребёнка требует вложений. Никита советует найти минимальный продукт, необходимый, чтобы начать что-то делать. Например, если ребёнок хочет заниматься фотографией, не обязательно сразу покупать дорогую камеру: учиться выстраивать композицию можно и на телефоне. А ещё можно взять ту же камеру у кого-то на время или приобрести её для себя.

Сейчас есть множество онлайн-тестов по профориентации. Я спросила Никиту, как найти тест, который поможет ребёнку определиться с профессией. Он ответил, что нет ни одного теста онлайн, который покажет реальные результаты. Качественная профориентационная диагностика занимает от 3 до 4 с половиной часов, исследует личностные особенности, когнитивные способности, склонности, мотивации, интересы и даёт рекомендации, в каких сферах человек будет более успешным. Но она не даёт однозначного ответа на вопрос, куда пойти учиться. Более того, результат может меняться в течение жизни. Поэтому Никита советует воспринимать результаты исследований не как диагноз, а как информацию, которую стоит учесть.

По статистике, 17 из 20 поступающих в вуз после полугода обучения бросают его: оказывается, это не то, что им интересно. Конечно же, родителей волнует вопрос, что делать в этой ситуации. Никита советует прежде всего расслабиться. Путь жёстких ограничений может помочь привести подростка к тому, чего хотят родители, но важно осознавать последствия: скорее всего, вы потеряете контакт и будущего самостоятельного взрослого. В расслабленном состоянии можно договариваться на равных.

Для родителей любой способ поиска у подростка будет травматичным, кроме того, который травматичен для подростка.

Как найти дорожку к своему подростку? Как научиться с ним общаться, жить дружно, а не давить на него? Никита считает, что поможет искренний интерес к подростку как к человеку. Важно говорить именно с тем человеком, который напротив нас, а не со своими представлениями о нём. Можно представить, что мы абсолютно не знаем, что с человеком происходит, не строить предположений. Это помогает понять, что происходит у подростка внутри на самом деле, найти с ним контакт.

Друзья, читайте Никиту, смотрите его Инстаграм! Самоопределение – важная и интересная тема, не только для детей и их родителей, а вообще для всех людей.

Корзина

Корзина пуста.