Наталия Одегова – автор одного из блокнотов под названием «Один день – один шаг» в наборе Tesoro Notes Янтарь. Мы поговорили в прямом эфире о предпринимательстве, о смелости, о ценностях, о сложностях на пути. Несколько лет назад, тогда ещё на платформе Живого журнала, Наталия сделала сообщество, которое называется «Один день – один шаг». После оно переросло в отдельный огромный проект по обучению людей разных возрастов разным онлайн-профессиям, который выпускает надёжных фрилансеров: люди, которые там учились, умеют работать над долгими целями. И ещё у Наталии есть отдельный проект, который помогает трудоустраиваться тем, кто у неё учился. Аудитория проекта – в основном женщины старше 27 лет: они более целеустремлённые и ответственные, чем молодёжь. Сейчас уже больше десяти тысяч человек прошли полные курсы. Наташа говорит, что очень многими из тех, кто проходил обучение, она может гордиться.

Очень большой step-change, когда ты начинаешь думать про рынок, не как красный океан, где все друг у друга стараются откусить, а как возможность для партнёрства.

Наташа поделилась историей о том, как она пришла к своему делу. До того, как открыть собственный проект, она десять лет проработала в крупной компании и дважды была в декрете. Когда она поняла, что компания – не лучший вариант для профессионального роста, то решила вложить деньги в своё обучение и пошла в Эриксоновский университет учиться коучингу. После этого Наташа поняла, что нужно развивать собственную практику, чтобы применить полученные знания и отбить вложенные средства.

Вначале Наталия в своём сообществе давала много бесплатного контента, затем стала проводить личные сессии. Потом она поняла, что может консультировать не больше двух человек в день, и начала делать тренинги. Из этого вырос тренинг-центр, где сейчас несколько программ идёт параллельно: каждое направление ведут профессионалы в данной области. Наташа считает, что сначала нужно глубоко узнать целевую аудиторию на личных сессиях, направляя фокус внимания на клиента, а потом уже переходить к большей аудитории. Перенаправление фокуса внимания помогает и справиться со страхами: думать не о том, как выглядишь, а о том, как помочь клиенту.

Наташа утверждает, что в начале пути очень важно пощупать свою мечту. Это помогает не бояться перемен, а настроиться на движение к цели, каждый день вставать и делать. По её словам, предпринимательство помогает по пути к своей цели научиться очень многому, и потом многие вещи делаются уже по наитию. Мы поговорили о том, как решать технические вопросы. Наташа говорит, что есть несколько вариантов: научиться самому, нанять специалиста или привлечь кого-то из семьи. Сама она попросила о помощи мужа, и так у них случился семейный бизнес.

Деньги – это благодарность, и только делая свою работу хорошо, я могу получать благодарность в форме денег.

Мы обсудили провалы и ошибки, которые случаются на пути. Наташа рассказала, как на фоне кризиса у них начался спад в проекте: изменились цены на привлечение аудитории, какие-то старые вещи перестали работать. Тогда она почувствовала выгорание и поняла, что пора уйти в отпуск. В тот момент встала задача автоматизировать проект, чтобы он мог работать без главного лица. И тогда Наташа поняла, что очень сильно потеряла себя – если раньше она могла сказать: «Я – человек, у которого этот проект», то теперь отошла от него. Она поняла, что ей гораздо интереснее работать с предпринимателями, и объявила очень узкому кругу, что может сделать бесплатные сессии для предпринимателей по теории ограничения: понять, где узкое место, что нужно расширить, чтобы работать дальше. Обобщив опыт, полученный на первых сессиях, Наташа стала делать их платными и сейчас очень вдохновлена теми сессиями.

Бизнес – это всё равно про деньги, про благодарность в форме денег. Поэтому перенесите фокус внимания на тех людей, с которыми вы будете работать.

Мы обсудили то, как справляться с конкуренцией и воровством курсов. Наташа рассказала, как говорила по этому поводу с сильным коучем, и та задала ей вопрос, как она ощущает свою ценность по шкале от 1 до 10. Тогда оказалось, что, несмотря на массу положительных отзывов, сама она оценивает себя очень низко, и Наташа начала с этим работать. Сейчас она воспринимает тех, кто обучает другим специальностям, не как конкурентов, а как партнёров, и планирует создать с ними единую биржу трудоустройства с надёжными фрилансерами.

Мы поговорили о важности общения в предпринимательском сообществе: именно там можно найти единомышленников, получить поддержку, поговорить на одном уровне ценностей. Наталия поделилась историей, как девушка из проекта «Женщина в бизнесе» обсуждала свой новый проект на своей бывшей работе и не встретила никакой поддержки, а в предпринимательском сообществе её не просто поддержали, а дали множество ценных советов. Наташа говорит, что главное – быть открытым, не молчать, задавать вопросы, просить о помощи, и сообщество предпринимателей всегда поможет и поддержит.

Наталия рассказала, что движет ею по жизни: это умение «испугаться заранее» – не тогда, когда уже нет ресурсов. Заранее предвидеть плохую ситуацию и задуматься о том, что нужно изменить в жизни, чтобы к этому подготовиться. Она говорит, что великие идеи по изменению мира её не очень вдохновляют – она приземлённый материальный человек. Ценности, которые ей движут, скорее про самовыражение, а деньги Наташа воспринимает как форму благодарности. «Только делая свою работу хорошо, перенося фокус внимания не на себя, а на клиента, я могу получать благодарность в форме денег», – говорит она. Своими главными ценностями Наталия считает эффективность, компетентность и честность. Именно поэтому ей важно выращивать порядочных, надёжных фрилансеров.

Когда ты пощупал свою мечту со всех сторон, то дальше уже не пугаешься, а каждый день встаёшь и делаешь. Перенастраиваешь свой день на то, чтобы идти к своей задаче.

В напутствие тем, кто думает о том, чтобы начать свой предпринимательский путь, Наталия посоветовала подходить к предпринимательству, как любящий партнёр: обращать внимание на того человека, ради которого делается бизнес. По её словам, если выйти к целевой аудитории и спросить, какая проблема у них есть и как они сейчас её решают, то будет очень просто получить от них заказ и выполнить его, получив благодарность в форме денег.