Евгения Блискавка – автор книги «Дети и деньги» и одноимённого проекта. Она ведёт проект «Финансовое здоровье», и она – директор Национального центра финансовой грамотности, а ещё – консультант проекта Минфина России. Евгения написала для нас серию «Живых писем» для детей, которая называется «Дружи с деньгами». В нашем прямом эфире Евгения рассказала о проекте по повышению финансовой грамотности населения. Он был запущен несколько лет назад. В рамках проекта подготовлены учебные пособия для школьников и студентов. В них говорится о базовых вещах: как планировать бюджет, из чего он состоит. Но пока это остаётся предметом по выбору.

Если мы хотим заниматься воспитанием ребёнка, его разумного финансового поведения, то начинаем с себя.

Мы обсудили, с какого возраста стоит разговаривать с ребёнком о деньгах. Научные исследования показывают, что начинать разговоры на эту тему можно с трёх лет, когда у ребёнка закладываются все базовые установки. Евгения считает, что это слишком рано, но в 5-6 лет уже можно объяснять ребёнку, откуда берутся деньги и как они тратятся. Говорить с детьми о деньгах – это ответственность родителей. Однако взрослые часто избегают подобных разговоров. Евгения рассказала, почему так происходит: они боятся навредить ребёнку, дать ему неправильные установки, например, о том, что честным трудом денег не заработать. Это действительно может произойти: многих взрослых не учили разумному финансовому поведению, они учились на собственных ошибках.

Отношение родителей к деньгам, даже если они не говорят об этом напрямую, неизбежно передаётся детям. Поэтому Евгения советует начать с себя. В первую очередь она рекомендует разобраться с установками, касающимися денег: найти в интернете высказывания о деньгах, выбрать из них те, которые откликаются, и решить, от каких установок пора избавиться, а с какими хочется двигаться дальше. И в момент принятия финансовых решений останавливаться и спрашивать себя, какая установка диктует это решение. Следующий шаг – аудит отношений с деньгами и имеющегося результата: ведётся ли бюджет, получается ли копить, есть ли защита от рисков.

Евгения рассказала про тест, который можно пройти на сайте «Финансовое здоровье», чтобы оценить уровень своей финансовой грамотности и узнать, где найти дополнительные источники дохода. По её словам, средняя российская семья недополучает в бюджет около ста тысяч рублей: кэшбэки, проценты на остаток по счетам, налоговые вычеты и так далее. Евгения говорит, что около 80 процентов россиян не ведут бюджет, а большинство тех, кто ведёт, делает это в уме, и часть информации теряется. Статья «не знаю куда» – самая большая статья российского бюджета. Кроме того, очень многие не строят планов, не умеют сберегать и инвестировать средства, не пользуются возможностью рефинансирования кредитов и возврата налоговых вычетов. Статистика столь плачевна, потому что тема финансовой грамотности многим кажется слишком сложной, чтобы в ней разбираться.

Статья «не знаю куда» разрастается соразмерно сроку удаления от момента трат. Это самая большая статья российского бюджета.

Мы поговорили о письмах для детей «Дружи с деньгами», которые сделали совместно. Евгения рассказала, что идея бумажных писем оказалась ей очень близка: она уехала из дома в 14 лет и помнит свои ощущения, когда получала письма от мамы и от друзей. Поэтому она считает, что получение таких писем, причём полезных, может стать интересным опытом для ребёнка. Из писем дети могут узнать о базовых вещах: откуда берутся деньги, как их можно распределять.

Для меня действовать без плана – это как ездить без навигатора.

Ещё дети узнают о том, как накопить на мечту. По словам Евгении, сейчас детям не о чем мечтать: им дарят всё, чего они пожелают. Она советует родителям давать детям возможность зарабатывать, копить деньги и приобретать на собственные средства что-то важное. Это очень ценный опыт: дети учатся планировать, идти к цели, бережно относиться к вещам и ресурсам. Мы поговорили о том, как дети могут зарабатывать до 16 лет, пока официальное трудоустройство невозможно. Оказалось, что если проявить фантазию, можно найти множество способов: экономить деньги при совершении покупок, беречь воду и электроэнергию, продавать что-то ненужное, гулять с животными или выполнять другую несложную работу. При этом Евгения настоятельно не рекомендует платить детям за выполнение домашних обязанностей: это убивает мотивацию, стремление заботиться о семье.

На вопрос слушателей о том, не возникнет ли проблем во взрослой жизни у того, кто с детства привык зарабатывать, Евгения ответила так: «Я считаю, что чем раньше, комфортнее и спокойнее произойдёт знакомство ребёнка с жизнью, тем лучше. А в жизни всем нам нужно работать». Она говорит, что это здорово заземляет: ребёнок учится ценить такие простые вещи, как крыша над головой и еда на столе, меньше конфликтует с родителями из-за покупок. Кроме того, когда дети зарабатывают, они развивают предпринимательскую жилку, находят новые способы взаимодействия с миром, учатся самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Мы обсудили ситуацию, когда ребёнок тратит накопленные деньги, по мнению взрослых, на ерунду. Евгения утверждает, что ребёнку нужно пережить этот опыт, и важно не ругать его, чтобы не возвращать к ограничивающим установкам, не отбивать желание достигать цели. При этом можно поделиться своим мнением, рассказать, как лучше было бы поступить, и аргументировать это. Такая беседа поможет ребёнку извлечь урок из своего опыта.

Евгения рассказала, что есть простой тест, позволяющий узнать об отношении ребёнка к деньгам. Нужно предложить распределить деньги в три банки: «сберечь», «потратить», «на благотворительность» и попросить объяснить логику распределения. Сразу становится видно, на что стоит обратить внимание: может быть, ребёнок не умеет копить деньги, а может, наоборот, не умеет тратить их с удовольствием. Этот эксперимент прекрасно подходит для начала разговора о деньгах.

Когда ребёнок действительно сам вкладывался в получение вещи, очень часто бывает, что нет её ценнее.

Евгения призывает относиться к деньгам как к инструменту для повышения уровня счастья. «Деньги – это всего лишь средство, и важно их разумно распределять, чтобы получать максимальное удовольствие от жизни», – говорит она. – «Во многом это вопрос отношения: «зарабатывать» – звучит как тяжкое бремя. Но есть же и другой подход: ты занимаешься тем, что любишь, ты делаешь вещи, которые для тебя важны, и ты не «зарабатываешь» – ты получаешь удовольствие от работы и вознаграждение за свой труд».

Корзина

Корзина пуста.