Анастасия Гончарова – автор проекта «ТРИЗ school». Она ведёт курсы для детей, родителей и педагогов по механике и методике ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Настя написала для нас серию писем «ТРИЗ для детей». Я, как мама детей на семейном образовании, перевидала немало методичек. Думаю, что такая нескучная подача материала гораздо привлекательнее для ребёнка!

ТРИЗ привлекает меня тем, что это осмысленная технология, имеющая базу.

Анастасия рассказала, почему она выбрала именно это направление. Во многом её вдохновила дочь. Настя занималась маркетингом, несмотря на то, что закончила педагогический вуз. В декрете она поняла, что хочет учить детей мыслить, рассуждать, развивать логику и мышление.

ТРИЗ привлекает её тем, что это не про внезапное озарение. Это осмысленная технология, имеющая базу. Альтшуллер, создатель ТРИЗ, вывел закономерности поиска идей и развития мышления. А в середине 80-х годов ТРИЗовцы задумались о том, чтобы сделать ТРИЗ для детей: готовить мышление ребёнка к тому, чтобы уметь находить идеи, не бояться всего нового, не бояться решать проблемы.

Для тех, кто хочет познакомиться с методикой ТРИЗ, Настя порекомендовала книгу Геннадия Иванова «Формулы творчества, или Как научиться изобретать». В ней говорится и про до-ТРИЗовские методы, и про ТРИЗ. Книга написана достаточно доступным языком, и в ней очень много задач.

Когда поставлен вопрос «Как?», проблема перетекает в задачу.

Я, как любитель письменных практик, ко многому подхожу с точки зрения языка. Известно, что слово «проблема» пугает нас и мешает найти решение. Если же назвать это задачей или приключением – это уже совершенно другой контекст. В ТРИЗ при столкновении с проблемой в первую очередь ставится вопрос «Как?» Тогда проблема сразу превращается в задачу, у которой может быть несколько вариантов решения. При этом варианта «не решить» вообще нет.

Чтобы найти идею, нам нужно проанализировать, какие у нас есть ресурсы.

Настя рассказала про инструмент под названием «идеальный конечный результат»: мы стремимся найти такое решение, чтобы то, что нам нужно, произошло само. Для этого мы используем ресурсы: всё, что есть вокруг нас.

Задачи в ТРИЗ примечательны тем, что они открытые: в них нет правильного ответа, есть только контрольный, отвечающий условиям задачи. При этом он не обязательно самый лучший. Как убрать с дороги тяжёлый валун? Как достать цыплёнка из ямки? Решая такие задачи, ребята учатся мыслить творчески, не останавливаться на одном варианте ответа.

По словам Насти, очень важно рассказывать детям, что результата можно достичь разными способами, учить их преодолевать инерцию мышления. А для этого полезно помогать им расширять диапазон: посещать вместе с ними разные места, знакомить с новыми людьми, читать книги, слушать музыку…

Надо стремиться находить такое решение, чтобы то, что мы хотим достать, упало с ветки само прямо нам в руки.

Что делать, если ребёнок на все вопросы отвечает «Не знаю»? Анастасия говорит, что причин может быть несколько:
1. Ребёнок не хочет отвечать, чувствуя, что его экзаменуют.
2. Он действительно не знает: недостаточно опыта, а фантазировать ещё не научился.
3. Ребёнку сейчас интересно совершенно другое, и он не хочет размышлять над этим вопросом.
4. Родители ждут от ребёнка правильного ответа, он это чувствует и боится ошибиться.
5. Родители отвечают на вопрос сами, не давая ребёнку подумать и найти ответ самостоятельно.

Чтобы ребёнок был готов мыслить не только правильным ответом, очень важно преодолевать инерцию мышления.

Нас спрашивали, что делать, если ребёнок не любит читать. Настя предложила и здесь воспользоваться методикой ТРИЗ для достижения идеального конечного результата: сделать так, чтобы ребёнок сам взял в руки книгу. А для этого она советует создать среду, прививающую любовь к чтению: обеспечить доступ к книгам, уютное место для чтения, и, конечно, читать самим!

Настя рассказала, как важно познакомить ребёнка с чудом, чтобы он стал смелым и творческим в своём мышлении. Она привела в пример Вернадского, с которым в детстве дядя смотрел на звёзды. Чудом может быть что угодно: самостоятельная деятельность ребёнка, когда у него что-то вдруг получается, произведение искусства, выезд на природу. Главное, чтобы это было непривычным на фоне обычной среды. Тогда чудо запомнится надолго. И, конечно, чем не чудо – получить настоящее бумажное письмо! Такое и взрослым не помешает!

ТРИЗ широко используется и во взрослых делах – как в бизнесе, так и в быту. Штатные ТРИЗ-специалисты есть во многих крупных компаниях, таких, как Samsung и Procter & Gamble. Также это может быть приглашённый специалист на неделю, анализирующий текущие задачи компании и затем решающий их совместно с инженерами.

Ребёнок говорит: «Не знаю», потому что боится ответить неправильно и хочет услышать, как надо.

Как использовать ТРИЗ в повседневной жизни? Это возможно везде, где есть противоречие. Например, нужно одновременно готовить и играть с ребёнком. Или хочется поехать в отпуск, но некому поливать цветы. Методика ТРИЗ помогает разрешить эти противоречия, убрать ограничения, совместить, казалось бы, несовместимое, используя ресурсы.

Чтобы находить идеи, нужно разрешать противоречия. Это стопоры, не дающие нам двигаться вперёд

ТРИЗ ещё и про структурирование мышления: когда мы выделяем ресурсы и разрешаем противоречия, расширяются горизонты, находятся новые идеи и способы взаимодействия внутри системы. Удобно совмещать ТРИЗ с интеллектуальными картами: даже простое выписывание ресурсов может стать огромным шагом к тому, чтобы увидеть выход и решение!

Друзья, читайте Настю! Берите Живые письма «ТРИЗ для детей». Желаем вам новых нейронных связей, неугомонного мозга, способного решить любые задачи, отнестись к ним, как к интересным, любопытным приключениям!

Корзина

Корзина пуста.