Алексей Семёнычев – президент Ассоциации развития семейного образования, основатель сообщества «Альтернативное образование в России», автор книг по семейному образованию, спикер ведущих семинаров по обучению дома, папа троих детей-хоумскулеров. Результатом нашего совместного творчества стали письма, посвящённые семейному образованию.

Наши сыновья учатся дома, и мне приятно встречать единомышленников. Особенно меня поразило, что Алексей занимается семейным образованием, будучи отцом-одиночкой. Матери-одиночки часто говорят: «Мне нужно успевать ещё и работать. Семейное образование – не для меня».

Семейное образование – это коллективный разум. Это коммуникативная система, которая сама себя развивает.

Алексей рассказал, почему он начал заниматься семейным образованием. У всех его детей есть свои особенности, и он понял, что в школе это может стать проблемой. Например, младший сын периодически заикается.

Пять лет назад, когда  Алексей переходил с дочкой на семейное образование, не было ни конференций, ни вебинаров по этой теме, не было онлайн-школ. Тогда их считали чуть  ли не сумасшедшими. К Алексею приезжали корреспонденты, снимали про него телепередачи. Тема семейного образования оказалась очень востребованной и вызвала бурные обсуждения.

Если учёба является для вас важным приоритетом в жизни, то, скорее всего, семейное образование вам удастся.

Алексей первым провёл конференцию с Министерством образования и организовал фестиваль по семейному образованию. Также он написал две книги: «Я в школу не хожу!» и «Педагогика дилетантов». Материал, данный в письмах, он частично взял из старых наработок, но и добавил много нового: мир сильно изменился. Сейчас семейное образование – это целая индустрия.

Алексей говорит, что очень важно самим постоянно находиться в процессе образования. Тогда и обучение детей, скорее всего, удастся. По его наблюдениям, все родители на семейном образовании – интересные люди, увлечённые своим делом и пробующие что-то новое.

Сам Алексей всё время что-то изучает: историю искусств, языки, игру на барабанах… Учёба для него – важный жизненный приоритет. В своё время его шокировало то, как мало знаний даёт школа: к поступлению в вуз пришлось готовиться практически с нуля! Тогда он и задумался, зачем вообще тратить в школе столько времени.

Мы поговорили об истории семейного образования: ведь и раньше дети учились дома, с приходящими учителями! Однако Алексей считает, что в современном мире всё по-другому. В конце XIX – начале XX века появилось множество экспериментальных свободных школ, особенно за границей, и сейчас педагогика во всех семейных школах построена на принципе свободного образования. В наше время уже есть столько различных ресурсов, что родителям сложно сделать выбор!

Не бойтесь экспериментировать с детьми! Экспериментируйте с вещами, которые необычны для ребёнка.

У нас интересовались, как организовать обучение дошкольника. Алексей считает, что не стоит торопить события: всё же семейное образование предполагает следование школьной программе. Но есть принципы, которые помогут подготовить ребёнка к обучению:
1. Много читайте ребёнку и научите его читать самостоятельно. Это приучит его постоянно получать знания.
2. Приучите ребёнка к самостоятельности. Это база семейного образования. Раннее развитие – это формирование умения быть самостоятельным в бытовых вещах.
3. Научитесь рисковать. Экспериментируйте с вещами, которые необычны для ребёнка. Позволяйте ему пробовать что-то опасное. Умение не бояться очень важно для семейного образования.

Свобода – это не вседозволенность. Это дисциплина и ответственность.

Нас часто спрашивают, нужна ли для семейного образования высокая организованность и ответственность. Алексей говорит: «Не преувеличивайте значение организованности. В хаосе рождается истина, в хаосе рождается желание учиться. Любое образование очень хаотично. Оно становится упорядоченным, когда есть цель: куда-то поступить, закончить институт». Он считает, что важно соблюдать баланс между дисциплиной, следованием программе и спонтанностью, вызывающей интерес к новому.

Мы поговорили о том, как мотивировать ребёнка учиться, и пришли к выводу, что лучше всего следовать за его интересами. «Человек изначально жаждет получения знаний» – говорит Алексей. Поэтому задача родителей – понаблюдать за ребёнком и понять, что его по-настоящему увлекает.

Никогда не знаешь, куда приведёт тот или иной интерес! Например, старший сын Алексея решил выучить украинский язык, чтобы играть в компьютерную игру. Из таких деталей и складывается то, чем человек будет заниматься по жизни! «Ты никогда не можешь знать, что тебя в один прекрасный день заинтересует. Нет разницы, три года человеку или восемнадцать. И в сорок восемь то же самое!» – говорит Алексей.

Корзина

Корзина пуста.