Фокус недели

Прямой эфир с Леночкой

В среду прошел прямой эфир с Леной Трусковой. Ниже — расшифровка трансляции, переработанная в полноценное текстовое интервью с историей об авторе и её блокноте. Видео эфира – в конце статьи.

Всем привет!

Меня зовут Лена (в онлайн-проектах меня часто называют Леночка).

В офисные часы я работаю менеджером проектов в Яндексе, а в остальное время занимаюсь тем, чем захочу. Например, пишу в блоге «Лето в голове» , перевожу с английского на русский то, что мне интересно, организую спонтанные прогулки по Петербургу, редактирую журнал «Может быть по-другому», а ещё веду несколько проектов онлайн, включая твиттер Кафки, и много читаю .

У меня случаются онлайн-творческие мастерские для тех, кто считает себя нетворческим человеком.
Я работаю с начинающими авторами и помогаю им делать текст простым, понятным и ярким, куча материалов для сочинителей есть в библиотеке мастерских текста в жж.

Прямой эфир сегодня посвящен вдохновению — и тому, как я это вдохновение понимаю, а также тому, какой блокнот я создала о вдохновении вместе с Домашним издательством Скребейко.

Два года назад я закончила работу над книгой о вдохновении, отправила рукопись в несколько крупных издательств — и мне отказали. Отказали, потому что я неизвестный автор, потому что на эту тему много чего понаписано иностранными авторами — от Джулии Кэмерон до Энн Ламотт. Более известными.

Но я была уверена, что культурно эти переводные тексты очень далеки от потенциальных читателей. И писала свою книжку специально очень простыми словами и честно, без всяких «вселенная будет вам помогать» и «в каждом листе бумаги скрыт Бог». Мне хотелось, чтобы мои коллеги-айтишники, захоти они позволить себе погружаться в творческие процессы — могли найти в моей книге поддержку и советы.

Для меня очень показательными были мастер-классы на айти-конференциях, где мы как тренеры предлагали решать профессиональные задачи (например, спланировать работу над продуктом) с помощью неожиданных материалов. Одной группе выдали акварельные краски, другой — наклейки с сердечками, третьей — цветную бумагу. Серьезные дядечки и тетечки, руководители отделов и компаний, подходили ко мне потом и говорили, что последний раз рисовали в школе и сейчас чувствуют себя потрясающе обновленными. Где-то в этом месте я поняла, что творчество и работа — вовсе не противоположные вещи, а скорее друг друга подкармливающие.

Я напечатала книгу сама через сервис Ридеро, сто бумажных копий, они разошлись за пару месяцев. Книга попала на Литрес и Букмейт. На Букмейте у нее сейчас больше пяти тысяч читателей.

Но мне очень хотелось найти издательство. Людей, которые захотят печатать и распространять, продвигать и обсуждать со мной текст. Через год я договорилась с Олей Скребейко о сотрудничестве. Мы полностью переписали текст. Появились новые главы. Мы упростили название.

Появился настоящий блокнот! Первый тираж сразу же раскупили, сделали второй, он тоже закончился. Блокнот замечательный: с наклейками после каждой главы. Одна беда: типография косячит в печати, поэтому много получается брака. И пока издательство не найдет решение, мы придумали сделать электронную версию блокнота. Её можно распечатать сразу после покупки.

 

Не нужно ждать доставки и платить за неё. Можно распечатать не на А4, как сделала я, а в режиме брошюры, и переплести её в любой печатной мастерской. Тогда она получится в два раза тоньше.

Что с моей точки зрения — вдохновение?

Не все читали мои блоги и работали с блокнотом. Чтобы обозначить фундамент для дальнейшего разговора, хочу рассказать, что я называю вдохновением.

Для меня это общий термин, которым я называю «творческую энергию». Это силы создавать что-то новое. Это смелость делать то, что никто ещё не делал — а также делать то, что делали уже все, кроме меня. Это стремление найти что-то своё на стыке тем, интересующих меня. Это какая-то искра, которую можно высечь трудолюбием, верой в свои ценности, искренностью и пониманием того, что я сейчас занимаюсь тем, что для меня важно.

На мой взгляд, для выполнения любой работы вдохновение — нужно. И я много думаю о том, откуда оно берется. Материал для блокнота был собран и в личных поисках, и в творческих мастерских, где я прорабатывала эти вопросы вместе с участниками.

Вопросы.

Если я не ответила на ваш вопрос, напишите письмо в издательство, я обязательно выскажусь.

1. Творческая кондиция

Вот что пишут:

«Когда только берёшь какую-то вещь в работу, приглядываешься, принюхиваешься — вдохновение через край, хочется заниматься часами и сутками и сразу все сделать. Но чем дальше идёт работа, тем чаще приходится гоняться за вдохновением с дубинкой. С одной стороны — можно себе позволить гулять, смотреть на все вокруг, читать, слушать, радоваться миру. С другой стороны, важно не переборщить с этим, чтобы не потерять форму, не отвлечься.
Как поддерживать себя в определённой творческой кондиции в течение достаточно долгого времени?»
Елизавета

«В начале создания своего проекта я была более воодушевлена, а сейчас силы тают и боюсь «слиться».
Катя

«У меня свой проект, люблю его очень. Полгода прошло, я никак не могу сдвинуть его… Мое вдохновение иссякает».
Таисия

Вот что я думаю:

Весь прошлый год я училась нарративной практике. И вот какой вопрос я бы задала Елизавете, Кате и Таисии (подозреваю, что ответы будут разные): случалось ли, что вам удавалось поддерживать интерес и возвращаться к вдохновленному состоянию во время сложной, напряженной, упорной работы раньше? Что это была за ситуация и что в тот момент было решающим?

Подозреваю, что разные люди устроены по-разному. Волна вдохновения в начале проекта может быть связана с интересом к теме, надеждами, новизной задачи, объемом хаоса и еще много чем. Вопрос — что демотивирует по дороге? Что пропадает? Ожидания не совпадают с действительностью и оказываются завышенными? Или задача, будучи разобранной по косточкам и разложенной в виде плана, теряет интерес? Или мне скучно делать что-то регулярно самой, хочется команду? Или я теряю общую картину, занимаясь выполнением мелочевки, и хочу это отдать исполнителю, а сама — держать стратегические вопросы, которые меня вдохновляют?

В таком формате мне сложно угадать, что именно работало для Елизаветы, Кати и Таисии раньше. Но я знаю, какие вопросы я бы им задала.

2. Внутренний самозванец

Вот что пишут:

«Я борюсь с синдромом самозванца. Это борьба меня выматывает и перекрывает кислород вдохновению».
Катя

«Очень хочется вдохновения, сил и энергии, но пока, к сожалению, их нет. Или они есть, но я внутренне к ним не готова. Как будто не готова трудиться над собой, над решением задач , в т.ч. и рабочих. И вот и мечется мой разум, с одной стороны хочет грандиозных перемен и новых побед, с другой — боится… Боится быть отвергнутым, боится, что будут смеяться, боится, что откажут в помощи, боится показаться глупой, неразбирающейся в вопросе».
Юля

«Не знаю, что не выходит, донести до людей. Написать продажный пост. Пишу людям запрос о сотрудничестве, как стену толкаю. Хочу быть преданной своей идее».
Таисия

Вот что я думаю:

Я чую здесь значительный перфекционизм: обратите внимание на слова «грандиозные перемены и новые победы». Мне кажется, когда на проект возложены очень большие ожидания, каждое маленькое действие становится неподъемным. А вдруг оно не принесет «грандиозных перемен и новых побед»? И чем сильнее я боюсь не получить вообще никаких новых побед, тем сложнее мне решиться на то, что не гарантирует мне никакой победы. Я очень хорошо знаю, как страшно начинать писать книгу, которая может никому быть не интересна. Потому что пока я ее не начала писать, никто не может назвать меня неудачником. И тут очень много разбирания в себе, выяснения этих внутренних сценариев, по которым ходят мои страхи.

Кроме того, работа над проектом — это не только победы, но и упорная, муравьиная работа по выстраиванию фундамента. В блокноте я писала о том, чтобы держаться не результата, а процесса. На мой взгляд, работа над проектом состоит в маленьких делах. Вдохновение, на мой взгляд, нужно на них, а не на победы. Победы — скорее побочный эффект.

А ещё я думаю, что становится страшнее и страшнее от того, что такими вещами не принято делиться. Принято рассказывать, как всё круто и замечательно, выкладывать селфи с фильтрами и оптимистичные отчеты. Пока я не найду себе безопасный круг, с которым можно делиться и такими вещами, людей, которые скажут «с тобой всё нормально, у меня тоже такое бывает», мне будет казаться, что я одна такая и у всех всё здорово.

3. Интровертный маркетинг

Вот что пишут:

«Последнее время веду себя как социофоб. Моя деятельность тормозится из-за этого. Как выйти из норы?»
Татьяна

Вот что я думаю:

Есть такой проект Контора Конторович. Ведет его Наташа Конторович. И вот у неё есть термин «интровертный маркетинг», спасающий тех, кто не любит выходить из норы.

Я не считаю, что у Наташи есть в арсенале какая-то волшебная кнопка, побеждающая её клиентам социофобию. Нету волшебных кнопок. Даже у Наташи.

Однако очень много стыда и сопротивления снимается (и работа Наташи подтверждает это на практике) благодаря тому, что я признаюсь: ну не хочу я быть видеоблогером.

Не хочу! Не моё это. И не хочу бегать кругами, крича «какая я прекрасная, восхититесь срочно». Когда я разрешаю себе этого не делать, появляются силы, которые можно потратить на что-то разумное. Например, записать несколько кейсов из моей работы, и спокойно опубликовать на моей странице. Или попросить написать последних участников моих мастерских отзывы. Или взять гипотетическую ситуацию и провести мысленный эксперимент с применением моей методики — и опубликовать всё это.

Моим потенциальным клиентам подходит, если я в норе. Может, они тоже социофобы. А зачем мне те, кто ищет видеоблогеров? Я их наверняка разочаровала бы своей норностью.

Если вкратце, то интровертный маркетинг — о том, как оставаться собой и при этом рассказывать о своих проектах.

4. Расхламление

Вот что пишут:

«Где найти сил на то, чтобы вдохновиться, на чем сэкономить ресурсы, какие ненужные дела выкинуть из жизни?»
Анастасия

Вот что я думаю:

Это вопрос про границы. Его можно решить по-разному. Начиная от психотерапии (мне лично подходит такой способ) и заканчивая простым вопросом.

Анастасия, есть ли какое-нибудь дело, которое вы завтра можете не делать, хотя оно запланировано, и из-за того, что вы не сделаете его, никому не станет очень плохо?

А сегодня?

Есть достаточно скучная книжка «Как говорить нет без угрызений совести», в ней есть формулировки, с помощью которых можно избавиться от нежелательных встреч. Мне она была полезна.

По моему опыту, отказ от ненужных дел ведет к следующему: я теряю образ человека, который всем нравится, потому что всем отвечаю «да». Именно поэтому я довольно долго набирала кучу ненужных дел и не могла никому отказывать. Поэтому я вначале упомянула терапию — возможно, стоит разбираться не с симптомом, а с причиной. Тогда пропадут и симптомы.

5. Вдохновение не получает отдачи

Вот что пишут:

«Вдохновение со мной. Но мне не к чему его применить.
Начальство не ценит мою работу.
Поэтому будить вдохновение не хочется. Потому что не оценят.
Испытываю вдохновение в занятиях спортом».
Екатерина

«Стоит ли размышлять о монетизации своих увлечений?»
Евгения

Вот что я думаю:

Правильно делаете, Екатерина. Зачем применять то, что не ценят? Осталось только выяснить, дает ли вам сейчас работа то, что нужно.

Скажем, работа может кормить, и этого может быть достаточно для того, чтобы в остальное время делать то, к чему лежит душа. А может быть, работа вам сейчас ничего не дает и нужно ее, действительно, менять. Это видно исключительно вам, мне сложно сказать. Но я уверена, что вы правильно носите вдохновение туда, где от него есть толк. Оно наверняка вам благодарно за бережное отношение.

Лиз Гилберт говорит, что увлечение, работа, призвание и дело жизни — четыре отдельные сущности. Я с ней согласна и даже разбирала свои дела на эти четыре кучки, чтобы понять, за что я готова получать деньги, а что не хочу монетизировать, потому что мне хочется уберечь эти дела от определенных ожиданий, которые приходят с монетизацией. Защитить их. А другие я спокойно могу делать за деньги.

6. Сохранение энергии

Вот что пишут:

«Вернулась в Петербург и боюсь эти силы растерять. Город как будто высасывает энергию, хочется за город и солнца».
Ксения

«Иногда не успеваю отдыхать, хотя и вдохновения много, то бывает энергии не хватает. Вот и интересно по поводу сохранения и поддержания энергии».
Татьяна

Вот что я думаю:

Одна из глав моего блокнота называется «Пробовать непривычное». Мне кажется, в отсутствие частых отпусков это хороший способ поддержать себя и отдыхать. Один мастер-класс по глине  может меня удивить, вовлечь и вдохновить из-за своей новизны, хоть больше за глину я могу после этого никогда не садиться.

Но тут ответ, разумеется, очень личный. Поэтому у меня появляются вопросы

Ксения, Татьяна, откуда вы берете силы и энергию? Если Ксении хочется за город, вероятно, поможет выкраивать время на краткосрочные вылазки на природу. А что отдых для Татьяны? Что чувствует Татьяна, когда ей удается сохранять и поддерживать энергию, на что похоже это ощущение, что к нему ведет? Это ведь уникально и мой собственный ответ ни Ксении, ни Татьяне не подойдет. Мне нравится бродить по городу и подсматривать детали.

7. Слишком много всего

Вот что пишут:

«Как справляться с тем, что вдохновения слишком много, и не успеваю все записывать, зарисовывать, проговаривать?»
Аня

Вот что я думаю:

Вероятно, если вдохновения слишком много, ему обидно, что не всё записано, зарисовано и проговорено! Поэтому я бы уточнила: Аня, тебе хочется успевать записывать и зарисовывать? Тогда я бы предложила придумать наиболее простой способ, чтобы не терять времени и сразу же куда-то всё сливать. Одни быстро печатают, другим нужна особенная ручка, третьи начитывают на диктофон или вообще заводят себе за небольшие деньги секретаря и отправляют ему голосовые сообщения в Вотсапе, а он расшифровывает (я бы вполне таким занималась на фрилансе, когда искала себе подработку!).

Мне кажется важным снять барьер, мешающий быстренько записать. Я бы покопалась ещё и в том, какова вторичная выгода не успевания записывать. Что удается благодаря тому, что я не успеваю всё записывать? Нет необходимости всё это делать? Или можно не расстраиваться, что я не делаю всё, что придумываю?

Может быть, тогда можно начать делиться идеями с другими. Если жалко, что они останутся нереализованными. В общем, без понимания причин этого процесса — внутренних причин — сложно с точностью ответить.

8. Поток

Вот что пишут:

«Как работать «в потоке»?»
Светлана

Вот что я думаю:

Понятие потока описал психолог Михай Чиксентмихайи в одноименной книге. Он утверждает, что поток — «оптимальное состояние внутренней мотивации, при которой человек полностью включён в то, что он делает».

Я думаю, что в потоке работать очень сложно, потому что много чего отвлекает (особенно сейчас, когда инстаграм, твиттер, блоги и ютубе научили нас маленькому attention span’у). Наверное, для достижения состояния потока можно опираться на веру в то, что то, что я делаю — кому-нибудь важно.

Для этого придется разобраться с тем, почему я в это не верю: страхи, сомнения, отсутствие поддержки, круга безопасности? Для меня важно знать, что есть люди, которые согласны со мной и поддерживают меня.

Позволить себе быть достаточно способным войти в поток. Разрешить себе не войти в него. Позволить себе написать плохо, нарисовать гадость, испортить материалы — поработать с зажимами.

9. Для чего мне вдохновение?

Вдохновение может мне позволить быть поближе к себе.

Вдохновение может мне помочь проявить больше смелости, когда я делаю что-то важное.

Вдохновение может мне позволить выйти за рамки или раскрыть области, в которые я еще не залезала.

Вдохновение может мне помочь сделать что-то страшное, где я не контролирую результат и не знаю, к чему меня это приведет. Вот как сейчас.

Все материалы недели вдохновения.

Похожие статьи

Подари мне

Ольга Скребейко

Живая и мёртвая вода

Ольга Скребейко

Открывать своё дело?

Ольга Скребейко
Загружаем...

Здесь должна быть непонятная фраза про куки. Мы обязаны вас предупредить, что храним данные, которые вы вводите на сайт, для вашего удобства. Хорошо Читать ещё