У Марины и команды PsyFAQ началась новая конференция, и я вспомнила, как месяц назад все то же самое проходили мы – открытие конференции, первые выступления и сложности.
Тогда я целый листочек в блокноте исписала заметками о том, как ведут себя люди, которые пришли на бесплатную конференцию. И с того момента меня мучил вопрос: а стоит ли воспитывать клиентов или это не наше дело?
Вот представьте: начинается конференция (через полчаса), а на площадке возникла проблема. Причем проблема именно со стороны партнера – никто не может зайти. Я-то знаю, что в этот момент творится на стороне организаторов – звонки в техническую службу, проверка кучи вариантов браузеров и так далее.
Ещё ничего не началось, а в чате уже: «Какой ужасный уровень организации!» В этот раз я не сдержалась и написала в ответ этому комментатору: «Вы делаете выводы за 10 минут до конференции? Пусть вас никто и никогда так не судит по вашим делам. А сбои бывают у всех. Просто некоторые – не сдаются!»
Другие участники поддержали меня: «Наоборот, организация – на высоте, сразу реагируют и исправляют».
В общем, многое в нашей жизни зависит от подхода к жизни и тем дарам, которые она нам дает. А конференция – это дар, не иначе, это бессонные ночи и десятки переговоров, тысячи букв в чатах и мотки нервов.
И приходит человек бесплатно, и вместо того, чтобы всё настроить, во всём разобраться и играть по правилам, удобным всем, начинает жаловаться и требовать:
- перелистните слайд назад, теперь вперед, теперь снова назад!
- ну уже хватит рассказывать про себя, давайте к теме!
- не надо зачитывать ответы из чата, вы отвлекаете от медитации!
- ничего не вижу, никого не слышу, а спикер вообще лежит! проблема на стороне спикера!!!
- дайте мне список книг, о которых говорит спикер, дайте мне подарок, дайте мне все и срочно.
Организаторы сталкиваются с откровенным хамством и неумением слушать и следовать просьбам. Например, складывать вопросы в специально отведенное для этого место. Нет, будем разрывать чат и требовать всего и сразу. А еще – прямо тут же писать всякое плохое о спикере, сомневаясь в его экспертности или умении выстроить выступление грамотно.
И мне не очень понятно, что мы, как организаторы, можем сделать. Проговаривать правила снова и снова? Делать такие мероприятия платными, чтобы приходили только люди, готовые слушать и платить за это?
Всегда ли прав клиент? Можем ли мы его забанить в чате конференции? А в жизни – что делать?
С чем сталкиваетесь вы? Какие решения видите? Поговорите в меня пожалуйста.