Подкасты

Как подружить детей с деньгами. Подкаст с Евгенией Блискавкой

Евгения Блискавка | Домашнее издательство

Евгения Блискавка – автор книги «Дети и деньги» и одноимённого проекта. Она ведёт проект «Финансовое здоровье», работает директором Национального центра финансовой грамотности, а ещё консультирует проект Минфина России.

Евгения написала для нас серию «Живых писем» для детей, которая называется «Дружи с деньгами». Мы поговорили о том, как подружить детей с деньгами.

Послушать разговор

Посмотреть эфир

Мы обсудили, с какого возраста стоит разговаривать с ребёнком о деньгах. Говорить с детьми о деньгах – это ответственность родителей. Однако взрослые часто избегают подобных разговоров. Отношение родителей к деньгам, даже если они не говорят об этом напрямую, неизбежно передаётся детям.

По словам Евгении, сейчас детям не о чем мечтать: им дарят всё, чего они пожелают. Она советует родителям давать детям возможность зарабатывать, копить деньги и приобретать на собственные средства что-то важное. Это очень ценный опыт: дети учатся планировать, идти к цели, бережно относиться к вещам и ресурсам.

Мы поговорили о том, как дети могут зарабатывать до 16 лет, пока официальное трудоустройство невозможно. Оказалось, что если проявить фантазию, можно найти множество способов: экономить деньги при совершении покупок, беречь воду и электроэнергию, продавать что-то ненужное, гулять с животными или выполнять другую несложную работу. При этом Евгения настоятельно не рекомендует платить детям за выполнение домашних обязанностей: это убивает мотивацию, стремление заботиться о семье.

ДЛЯ МЕНЯ ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗ ПЛАНА – ЭТО КАК ЕЗДИТЬ БЕЗ НАВИГАТОРА

На вопрос слушателей о том, не возникнет ли проблем во взрослой жизни у того, кто с детства привык зарабатывать, Евгения ответила так: «Я считаю, что чем раньше, комфортнее и спокойнее произойдёт знакомство ребёнка с жизнью, тем лучше. А в жизни всем нам нужно работать». Она говорит, что это здорово заземляет: ребёнок учится ценить такие простые вещи, как крыша над головой и еда на столе, меньше конфликтует с родителями из-за покупок. Кроме того, когда дети зарабатывают, они развивают предпринимательскую жилку, находят новые способы взаимодействия с миром, учатся самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Евгения рассказала про простой тест, позволяющий узнать об отношении ребёнка к деньгам. Нужно предложить распределить деньги в три банки: «сберечь», «потратить», «на благотворительность» и попросить объяснить логику распределения. Сразу становится видно, на что стоит обратить внимание: может быть, ребёнок не умеет копить деньги, а может, наоборот, не умеет тратить их с удовольствием. Этот эксперимент прекрасно подходит для начала разговора о деньгах.

КОГДА РЕБЁНОК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО САМ ВКЛАДЫВАЛСЯ В ПОЛУЧЕНИЕ ВЕЩИ, ОЧЕНЬ ЧАСТО БЫВАЕТ, ЧТО НЕТ ЕЁ ЦЕННЕЕ.

Евгения призывает относиться к деньгам как к инструменту для повышения уровня счастья. «Деньги – это всего лишь средство, и важно их разумно распределять, чтобы получать максимальное удовольствие от жизни, – говорит она. – во многом это вопрос отношения: «зарабатывать» – звучит как тяжкое бремя. Но есть же и другой подход: ты занимаешься тем, что любишь, ты делаешь вещи, которые для тебя важны, и ты не «зарабатываешь» – ты получаешь удовольствие от работы и вознаграждение за свой труд».

Вам нравятся наши подкасты? Станьте Патроном! Спонсоры подкаста получают PDF-практики каждому выпуску.

Похожие статьи

Учеба дома без вреда для психики. Прямой эфир с Настей Камаевой

Ольга Скребейко

Прямой эфир с Никитой Карповым

Запись прямого эфира Светы Покревской

Ольга Скребейко
Загружаем...

Здесь должна быть непонятная фраза про куки. Мы обязаны вас предупредить, что храним данные, которые вы вводите на сайт, для вашего удобства. Хорошо Читать ещё

X