Перфекционизм способен убить любой проект
Знали бы вы, сколько времени было потрачено на безуспешные попытки получить идеальный результат во множестве аспектов моего проекта! Достаточно сказать, что у школы два года не было сайта. Потому что я не могла придумать и создать идеальный дизайн. Потому что я не могла написать идеальные тексты. Потому что я не могла найти людей, которые сделают это за меня. Потому что «никак» казалось лучшим решением, и словосочетание «достаточно хорошо» стояло костью в горле.
Что меня спасло? Усталость и перегруженность. В какой-то момент у меня не осталось ресурса на то, чтобы выносить себе мозг. И внезапно всё стало просто. И у школы появился какой-то сайт, который мне почти что нравится и который я буду совершенствовать со временем. А я получила рабочий инструмент и перестала нервно вздрагивать каждый раз, заполняя какое-нибудь очередное поле «адрес сайта».
Не доводите себя до этого состояния. Поймите, что пока в своей голове вы стремитесь к идеалу, в реальности вы топчетесь на месте. Идеал недостижим. А вот определить планку «достаточно хорошего» решения по силам каждому.
Учёт и анализ результатов необходим даже самому примитивному бизнесу
Когда ты занимаешься производством, ты не можешь не учитывать аренду помещения, закупки сырья, зарплаты и другие серьезные расходы, без которых бизнес просто перестанет существовать. Из-за специфики своего проекта я долгое время относилась к расходам безалаберно, не воспринимая бесконечные мелкие оплаты различных сервисов, консультантов или услуг как что-то существенное.
А инвестиции в свое образование, в технику, которую я использую для работы каждый день и изнашиваю со скоростью света, я вообще предпочитала не относить к делу.
Но однажды я попыталась сложить всё вместе, и набежала приличная сумма. И к тому же стало очевидно, что все эти расходы – неотъемлемая часть процесса. Почти так же, как аренда цеха, например. Это заставило меня пересмотреть свое отношение к учету. Я стала всё тщательно записывать и регулярно анализировать, где можно сократить расходы и куда лучше перенаправить свободные средства.
Знаю примеры того, как handmade-мастера покупали материалы на деньги мужа и не считали это расходами, поэтому стоимость готового изделия иногда была ниже себестоимости. Вырученное в конце месяца они считали прибылью и совершенно не понимали, что происходит на самом деле. Так, конечно, можно, но это не бизнес. В общем, что тут скажешь, однажды наступает время повзрослеть.
Ваше время стоит денег. Или здоровья. Или гармонии и счастья
Теперь про самое интересное – про время! Очевидно, что собственный проект – это такой газ, который заполняет всё отведенное ему пространство. Однажды я услышала из уст одной уважаемой гуру, что если вы считаете время, которое тратите на свое дело, значит, не очень-то вы его и любите. В смысле дело, не время.
В этот момент я икнула. Мне-то кажется, что если вы не считаете, сколько попочасов вложили в свой проект, если не рассматриваете собственное время как ценность, то вы не очень-то любите себя.
Но я не родилась такой умной, конечно. Сначала были сотни бессонных ночей, ужины в обнимку с телефоном, рабочий ноутбук в отпуске и жизненные планы, которые крутились вокруг дат курсов и консультаций. Этот опыт завел меня не в лучшее место. И сейчас мне стоит нечеловеческих усилий распутать этот узел и заново научиться заботиться о себе. Вспомнить о том, из чего на самом деле состоит жизнь и что в ней есть помимо работы. Жить не только ради проекта, но ради себя и близких людей, чувствовать себя здоровой, энергичной, наполненной.
Возможно, эту шишку каждый всё-таки должен набить сам. Потому что эта бешеная энергия первого года помогает раскрутить маховик и заставить ваш проект двигаться. Вполне возможно, что вы не сможете генерировать такой же плотный поток энергии спустя много лет, а значит, у вас есть всего ничего времени, чтобы выстроить прочный фундамент для своего дела. Но очень важно не упустить момент, когда проект начнет вас пожирать. Регламентировать свое участие, вовремя собрать команду, вовремя автоматизировать всё, что можно автоматизировать, и делегировать всё, что можно делегировать. И сделать другие части своей жизни, как минимум, равнозначными приоритетами.
Поэтому учет рабочих часов необходим. Важно знать, на что именно уходит ваше время, тогда его можно оптимизировать, отказавшись от дел, которые не приносят результата или могут успешно делаться другими людьми. Примерно понимать стоимость своего часа критично для микробизнеса. Это помогает установить адекватную цену на то, что вы делаете, легче делегировать участки работ, покупать готовые решения или отказываться от заведомо невыгодных предложений. И просто помогает жить ради себя, а не ради работы. А работа от этого только выиграет!
Цена на продукт должна быть экономически целесообразной
В работе с клиентами я часто замечаю, что они невольно демпингуют, когда пытаются установить цену, не делая вообще никаких расчетов, не оценивая свои издержки и, в первую очередь, никак не оценивая стоимость своего времени. Некоторые даже работают в убыток, не осознавая этого! Что и говорить, это деформирует рынок. Психику и здоровье это тоже деформирует.
А есть же ещё синдром самозванца – да кто я такой, я ещё должен доплачивать тем, кто рискнет воспользоваться моим продуктом! Это и моя история, долгое время я сама не могла осознать ценность того, что делаю. Я регулярно получала отзывы о курсах в духе:«В шоке от объема материала и глубины проработки», «За эту цену ожидала меньшего». Но это не помогало.
Лишь спустя долгое время я приняла тот факт, что с повышением цены может уменьшиться количество клиентов, но сохранится доход и куча нервов и сил впридачу. Я приготовилась к этому и приняла такую возможность. Этого не случилось. Доход вырос. А некоторые страхи – это просто страхи.
Разумеется, цена должна соответствовать качеству продукта и финансовым возможностям клиентов, тут не поспоришь.
Но цена не может быть ниже издержек никогда! В общем, учебник экономики для пятого класса вам в помощь. Пара наглядных графиков и расчетов, и вы поймете, что ценообразование – это не магия, а обычная наука.
Если у вас товар, можно надеяться на отдачу от масштаба, если же у вас штучный авторский продукт, упирающийся в ваше время, – то чуда не случится, и вы просто уничтожите себя. Работаете днем и ночью, а денег постоянно не хватает? Очень вероятно, что вы что-то делаете не так. Некоторые идеи просто нерентабельны. Для других нужно пересмотреть свой подход к делу.
Также очень важна ваша ответственность перед всей нишей. Ведь действия каждого влияют на других, в результате формируя рынок, на котором вы все будете функционировать. Вот, почитайте на досуге про демпинг. В отличие от больших корпораций с колоссальными ресурсами, демпинг сожрет не только конкурентов, но и вас самих.
Выводов у меня накопилось действительно много, поэтому я решила разбить эту тему на две части. Продолжение совсем скоро!